ПРОГРАММА МУЗЕЯ
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»
Концепция программы
За последнее время все больше распространения приобретает взгляд на краеведение как важнейшую ценность, интегрирующую социальный, духовно-нравственный, идеологический, культурно – исторический, военно-исторический и эстетический компоненты.
Краеведение основывается на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды по проблемам, важнейшие из которых –
- духовно-нравственные качества: любовь к Родине, знание истории своего края, уважение и почтение к защитникам отечества, созидателям индустриального, культурного потенциала;
- развитие эстетически и гармонически развитой личности через освоение художественного наследия края.
Краеведение – многоплановая, систематическая, целенаправленная деятельность школы по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству . к своей малой родине, основанной на знании её истории, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей граждан своей Родины.
Цель:
- создание условий для формирования и развитие у учащихся гражданской позиции и патриотизма как важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности;
- развитие интереса к культурному и историческому прошлому родного города, к его традициям.
Задачи:
- сбор печатных историко–культурных материалов, их систематизация;
- развитие коммуникативных отношений с различными группами населения в ходе поисковой деятельности;
- изучение собранных материалов;
- экспонирование материалов;
- хранение материалов;
- организация исследовательской работы;
- повышение престижа школы.
Статус: краеведческий.
Основополагающие принципы и направления их реализации
К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач музея, относятся признание их высокой социальной значимости.
Среди основополагающих принципов выделяются:
- научность;
- гуманизм;
- демократизм;
- приоритетность исторического, культурного наследия, ее духовных ценностей и традиций;
- системность, преемственность, многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
- его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
- тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Реализация этих принципов признана обеспечить развитие нового, по- настоящему заинтересованного отношения к судьбе своего города, Отечества и осуществляется по следующим основным направлениям:
I. Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в практической деятельности в качестве определяющих принципов. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание и проявление готовности служить Отечеству, формирование норм поведения и ответственности.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- социально – значимые акции (помощь ветеранам, поздравление к датам);
- поисковая работа;
- исследовательская работа;
- экспонирование материалов фонда и поисковой работы;
- встречи- диалоги с ветеранами и интересными людьми.
II. Поисковое - поиск, сбор, систематизация и хранение исторических, культурных и духовно-ценностных материалов, связанных с нашим краем, городом, с судьбой его первопроходцев ,строителей, ролю края и его людей в истории Приангарья и Отечества.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- встречи с ветеранами ВОВ, города. Строителями ГЭС, ЛПК.
- работа с прессой;
- речи с местными писателями и поэтами
- запросы в архив;
- переписка;
- интервью;
- экскурсии;
- работа с архивными материалами школы.
III. Научно- исследовательское
Включает в себя:
- изучение, анализ, систематизация собранного материала, его классификация;
- выстраивание коммуникативных отношений через исследуемый объект.
- работа с учащимися по определению проблематики исследовательских работ. Их написанию.
- презентацию исследовательской работы.
IV. Патриотическое воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- экспозиции;
- история школы;
- история города;
- первостроители города Усть-Илимска;
- участники ВОВ нашего города;
- Игорь Пряхов – выпускник нашей школы, погибший в Афганистане.
- проведение месячников патриотического воспитания;
- забота о ветеранах ВОВ, жителях дома престарелых и инвалидов.
V. Литературное краеведение
Знакомство с авторами своей малой родины, их произведениями направлено на формирование образной картины жизни края, города, его героев созданной поэтом или писателем- патриотом своего края. Оно помогает учащимся по-новому взглянуть на окружающее и людей в нём, увидеть прекрасное. Оно создаёт гармонически развитого человека, духовно обогащённую личность.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- встречи с авторами;
- презентации выпущенных произведений;
- участие в поэтических конкурсах;
- иллюстрирование книг местных авторов;
- проведение выставок рисунков по произведениям местных авторов.
VI.История школы
Необходимость ведения работы в этом направлении вызвана уникальной историей школы, стоящей у истоков образования Усть-Илимска. Школа не только свидетель, но и участник всех происходящих в годы строительства государственно важных промышленных объектов. Территориально – административные деления, слияние школ в одну, долгое формирование архитектурного облика школы, нарушение в нумерации придали школе неповторимый облик, но требуют правильного описания истории её. Знание истории родной школы, гордость за неё рождается не только в коллективной деятельности уч-ся и учителей, но и в сохранении её, что требует целенаправленной и систематической работы поисковых групп:
- работа поисковых групп;
- встречи с ветеранами школы, с выпускниками её;
- переписка;
- создание генеалогического древа школы;
- создание летописи школы.
VII. Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта.
Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на молодежь, являются: верность Военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому флагу, служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений и взаимное доверие.
ФОРМЫ РАБОТЫ: реализация социально-значимого проекта «Мы вместе»
1. Встречи:
- с ветеранами ВОВ;
- с воинами интернационалистами;
- с выпускниками, отслужившими в армии;
- с представителями военного комиссариата;
2. Оформление экспозиций, их экспонирование;
3. Исследовательская работа учащихся
4. Художественно-эстетическое
5. Материально-технические средства:
К материально-техническим средствам музея относятся: экспозиционный зал, выставочные поворотные стенды, выставочные витрины, фонд фотографий, фонд экспонатов, имеющих историко-социальную, культурную, духовно- нравственную ценность. Ведётся работа по созданию хранилища.
Музей располагает техническими средствами для оформления экспозиций: сканер, компьютер, цветной принтер.
Образовательные средства:
Организационные средства патриотического воспитания - это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и экспонируемых средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих задачи по формированию и развитию личности выпускника.
Все группы средств тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъекта и объекта этой деятельности способствует достижению ее главной цели..
Предполагаемые конечные результаты, их социальная и экономическая
эффективность
Улучшение качественных характеристик подрастающего поколения благотворно отразятся на обществе в целом, высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание и эстетически развитый вкус и подрастающего поколения будут в огромной степени способствовать успешному развитию демократического общества.
Образовательный эффект программы заключается в развитии исследовательских навыков.
Индикаторами экспертных оценок по успешной реализации программы музея являются:
- участие учителей, учащихся в городских, школьных, областных и городских акциях;
- насыщенность музея местным материалом, интересным для детей и молодежи;
- уровень участия и активность учеников и учителей в поисковой краеведческой работе;
- степень вовлеченности материалов школьного музея в учебно-воспитательный процесс;
- уровень знаний учениками истории, культуры и народных традиций Приангарья. Сибири.